Папа после развода. Екатерина Пиотровская

Папа после развода

»Папина рубрика 25.05.2010
»  Автор: Екатерина Пиотровская

папа после разводаСовременное общество ждет от мужчины успешности во всех областях: профессионализма в работе, ответственного отношения к здоровью, благополучия в семье. А если семья не сложилась, бывшему мужу положено оставаться не виртуальным, но актуальным отцом. Иначе в упрек летит народная мудрость: «Отец не тот, кто родил, а тот, кто вырастил».

Поговорим об этом с мужчинами, которые успешно справляются с ролью отца, не разделяя детей на «бывших» и «нынешних».

«Разговорить» их нам помог психолог Андрей – сам успешный папа детей от разных семей: «Для мужчины семья – это, прежде всего, отношения с женщиной, – утверждает он, – и это единственно правильный подход к благополучной семейной жизни. Дети, родные, быт – все это дополнения. И если в отношениях двоих происходит перекос в ту или иную сторону, интересы детей неизбежно отступают на второй план. Но это не значит, что они не учитываются».

Мужчина, который по-прежнему отвечает за своих детей, заботится о них и ожидает ответной заботы и уважения, строит свою жизнь с учетом этих обязательств. Они придают ему самоуважение и укрепляют его уверенность в своей состоятельности.

Деньги

Тема для «приходящего» отца непростая. Прежде в семье был общий бюджет, все траты были очевидными, и расходы на ребенка не воспринимались как значительная фиксированная сумма. Теперь же алименты «съедают» очевидную часть зарплаты, а эпизодическое общение с ребенком зачастую сводится к упрекам в их недостаточности. Мужчина с трудом соглашается на роль «машины для денег». И если он предпочитает оставаться отцом фактически, а не для «очистки совести», у него есть для этого ряд возможностей. К примеру, полное финансирование одной из областей жизни ребенка.

Расходы на образование

Анатолий, папа Оли, с первого класса ежедневно забирал девочку из школы и с удовольствием ходил на родительские собрания, состоял в родительском комитете. После развода он не стал отказываться от участия в жизни дочери. И, кроме положенных алиментов, решительно взял на себя все расходы по школе.

Сумма, уходящая в месяц на бесконечные школьные нужды – от билетов в театр и обедов до сборов на подарки и оплату «добровольной помощи», – оказалась немного больше этих самых алиментов.

Это заставило отца задуматься о настоящей сумме всех неизбежных расходов на ребенка, сократило его претензии к бывшей жене и несколько улучшило их отношения. Приблизительно подсчитав расходы на дальнейшее образование дочери, включая репетитора, покупку канцтоваров и оплату учебных пособий, Анатолий выделил на эти расходы реальную сумму – это была сфера, за которую он отвечал лично.

Его внимание к школьным делам дочери, анализ рекомендуемых учебных пособий, беседы с другими родителями о качестве услуг репетиторов и особенностях преподавания непосредственно в школе позволили ему сохранить с дочерью близкие дружеские отношения. И хотя он предпочел бы, чтобы дочь больше времени посвящалa техническим наукам, ее желание поступать на филфак он поддержал: «Я же для нее это делаю – не для себя!»

Расходы на здоровье

Часто отцов, ушедших из семьи, раздражают бесконечные детские болезни и траты на лекарства и восстановление здоровья. Кто-то предпочитает недовольно ворчать: «Вот, ты нарочно привела его ко мне на выходные простуженным! И зачем ему именно эти дорогие витамины, мы, вон, на аскорбинках росли!», а кто-то решает разобраться в существующей проблеме самостоятельно.

Человек творческой профессии, Алексей, папа Вареньки, решился вместо мамы – так уж вышло – лечь в больницу вместе с малышкой. Там ему популярно объяснили и про его генетику, и про зависимость астмы малышки от его курения, и про непереносимость ею некоторых компонентов тех дешевых витаминов, за которые он так ратовал, и про последствия, которые ожидают девочку в будущем, если… В результате этого полезного опыта папа стал уделять здоровью дочери больше внимания. Их отношения из области ни к чему не обязывающих развлечений двух приятелей перешли в подлинные отношения «отец-дочь», с осознанием ответственности за жизнь и благополучие маленького человека.

Внимание

Когда родители расстаются, ребенок без вины и против своей воли лишается так необходимого ему повседневного общения с отцом.

Сергей, всегда гордившийся тем, что после развода не просто помогает воспитывать ребенка, но принимает в его воспитании равное участие, вдруг осознал, что единственное, о чем они могут поговорить с сыном, гуляя в воскресенье, это: «Как дела? – Все нормально! – А у тебя? – И у меня нормально!». При этом сын, едва завидев мать, бросался к ней с рассказами о каком-то Кольке и новой музыкальной группе.

Роль «воскресного папы» всегда казалась Сергею неполноценной, а неполноценным чувствовать себя было неприятно. Изменив график работы, он выкроил три дня в неделю, чтобы не просто забирать сына из школы, но не спеша пройтись с ним пешком до дома две-три остановки.

И теперь волшебное «Рассказывай!» для них обоих наполнилось новым смыслом: у обоих находилось, что рассказать о прошедшем дне. В результате Сергей утвердил свое отцовство подлинным интересом к жизни ребенка. Да и свою жизнь смог выстроить более четко и организованно.

К сожалению, встречаясь с ребенком раз в неделю для совместных развлечений, или раз в месяц забирая малыша на неделю пожить к себе, или даже уезжая с ребенком на месяц на каникулы один раз в год, отец выпадает из его жизни в остальной период. И с удивлением замечает в ребенке новые черты, которые не всегда может приветствовать.

Ребенок, отвыкший от присутствия отца в своей реальной жизни, воспринимает последнего скорее как приятеля по играм. Отец ведь не владеет полной информацией — как он может понять и посоветовать что-то правильно?

Довериепапа после развода

Олег был уверен, что делает все, чтобы выстроить с сыном доверительные отношения и сгладить «перекосы женского воспитания». Однако о первой школьной влюбленности сына, он узнал случайно, услышав как мальчик рассказывает маме в по телефону, во что была одета некая Светочка. Когда разочарование от того, что мальчик не поделился с отцом такой важной частью своей жизни, слегка утихло, Олег дал себе слово в следующий раз осторожно спросить у сына про таинственную Свету и дать мужской совет. Но к следующему воскресению папа с ужасом понял, что за суматохой рабочей недели успел забыть имя девочки.

Разговор по душам все-таки состоялся, а занятой папа перекроил свой график ради того, чтобы возить сына на тренировки и видеться с ним среди недели. Кроме того, основные моменты из разговоров с ребенком Олег на всякий случай помечает в своем ежедневнике: названия новых фильмов, музыкальных групп, имена девочек и друзей…

В новой семье

Общение с ребенком и в полной семье требует времени. Когда появляется новая семья, найти его становится и вовсе сложной задачей. Хочется больше быть с любимой, потом появляется малыш. И оптимальным выходом становится активное привлечение старшего ребенка к делам новой семьи.

Увы, здесь иногда встречаются некоторые сложности. Причем не всегда в разногласиях виноваты ревнивые женщины или старшие члены новой семьи, для которых чужой малыш – лишняя обуза или неприятное напоминание о прошлом зятя. Зачастую активный папа излишне рьяно начинает процесс интеграции в новую семью человека, который родным является только для него. А поспешность в человеческих отношениях не всегда хороша. Мешают и несходство темпераментов и различие интересов, и разные жизненные ценности – у ребенка уже сложились свои, и они заслуживают уважения.

Так, активный папа Виктор, отец двух прелестных дочерей в одной семье и третьей, не менее прелестной, – в другой, сокрушался: «Вот, если я заболею, что же, они не смогут все вместе сидеть у моей постели?» И хотя здоровьем он, заядлый горнолыжник, отличался отменным, гипотетический страх перед потенциальной угрозой оказался сильнее здравого смысла. Излишне активное сближение несколько охладило отношения всех прежде доброжелательно настроенных любимых женщин.

Владимир, другой активный папа, искренне считал, что его выходные принадлежат только ему и его дочери от первого брака и должны быть посвящены непременно отдыху. И ничто: ни болезнь маленького сына, ни возражения самой дочери, у которой со временем появились другие интересы, кроме походов с папой в кино и кафе или совместного просмотра телевизора, – ничто не могло заставить его изменить устоявшейся привычке. В этой размеренной традиции, в которой не было ничего дурного, к сожалению, учитывался только интерес и активность самого папы. Интересы детей здесь отступали на второй план. Понятно, что уважение и благодарность он получал не совсем в тех пределах, на которые рассчитывал.

А что же мама?

Мы намеренно исключили из рассказанных историй об активном отцовстве все упоминания о матери ребенка – о бывшей жене. В каждом случае отношения складывались по-разному, не везде и не всегда все было гладко, не сразу удавалось достичь доверия и взаимопонимания. Прошлое в отношениях мужчины и женщины нельзя перечеркнуть, ни хорошее, ни плохое. Но, как оказалось, активных отцов объединяет конструктивное к нему отношение, четко сформулированное Андреем, который и помог нам услышать все эти истории: «Своей первой жене я очень признателен. Благодаря ей я научился…, я узнал…, я смог.. .». Ему вторит Сергей: «Да, во втором браке я многое понял и благодарен первой супруге за терпение и понимание. И еще: спасибо ей за нашего замечательного ребенка!». Их супружеские отношения ушли в прошлое, но остались благодарность за прожитые годы и взаимное терпение и уважение.

Несмотря ни на что, ведь у них – любимый ребенок!

Оставить комментарий