Я себя рисую…. Мария Войтович

Я себя рисую…

»Устами психолога 28.02.2010
»  Автор: Мария Войтович

У вас появился малыш? Что ж, можете вместе с подгузниками, пеленками и пустышками закупать всевозможные приспособления для рисования. И смиритесь, пожалуйста, с тем, что в самое ближайшее время карандаши, краски, альбомы и фломастеры станут едва ли не членами вашей семьи – так много их будет и так плотно войдут эти нехитрые предметы в вашу жизнь. И, кстати, присмотрите заранее местечко для будущих шедевров вашего ребенка.

Да-да, к детскому рисунку желательно относиться максимально серьезно. И дело даже не в том, что рядом с вами неожиданно расцветет талант нового да Винчи или Сурикова – просто именно через рисование взрослым проще всего узнать, что же происходит в душе ребенка.

На сегодняшний день существует немало методик и тестов, позволяющих с помощью картинок, которые рисует малыш, получить довольно точное представление о его психическом и эмоциональном состоянии. Сегодня мы расскажем о трех наиболее распространенных.

Несуществующее животное

Ребенку предлагается нарисовать любое животное, которое только может создать его фантазия. Ограничений всего лишь два: рисовать надо непременно простым карандашом и на листе формата А4. Взрослым же остается только расшифровать «послание».

Чем больше рисунок по размеру и чем ближе он расположен к верхнему краю, тем ребенок увереннее в себе. Если голова животного – анфас, значит, вашему малышу комфортно в том мире, который вы ему создали, если повернута влево – он живет воспоминаниями о прошлом, а вправо – мечтами о будущем. Чем больше у вымышленного зверя глаза, тем сильнее у ребенка страх перед жизнью.
Большой рот говорит о чрезмерной болтливости, а маленький – о сдержанности и замкнутости. Если на рисунке много острых углов – рога, клыки, шипы, – автор, возможно, имеет определенную склонность к агрессии. А если животное разукрашено бантиками и цветочками, юный художник любит играть на публику и всячески демонстрировать себя. Дети рисуют животное с крыльями? Они больше живут фантазиями, чем реальностью. Раскинутые в стороны лапы животного говорят об открытости ребенка, а сжатые вместе – наоборот, о замкнутости.

Моя семья

Пожалуй, сегодня трудно найти человека, который не слышал бы об этом тесте. В самом деле, что может быть проще? На листе бумаги красками, фломастерами или цветными карандашами нарисовать свою семью. Нарисовать-то просто, а вот понять, что хочет сказать ваш малыш?

Плохо, если ребенок «забывает» кого-то из членов семьи. Например, если он не стал рисовать своего маленького брата или сестренку – возможно, малыш ревнует родителей и стремится отстоять свое право на их любовь. Если на рисунке нет самого автора, значит, малыш чувствует себя отверженным, ненужным в семье. Когда появляется вымышленный член семьи, это также значит, что ребенку не хватает родительской любви. Размер людей на картинке говорит об их значимости в жизни малыша.
Место расположения самого «художника» на рисунке отражает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, значит, ощущает себя нужным в доме. А вот если ребенок изобразил себя отдельно от остальных – это признак ревности или неблагополучия. Любимыми цветами дети рисуют самых близких членов семьи и себя, а нелюбимые, мрачные цвета достаются людям, к которым малыш относится с недоверием.

«Палка, палка, огуречик…»

Да-да, получился человечек. Но какой? И что этот незнакомец сможет рассказать о своем создателе? Давайте разбираться.

Голова на рисунке расценивается как сфера интеллекта, воображения, а также волевого управления «телесными» побуждениями. Даже очень маленький ребенок считает голову чрезвычайно важной частью тела. Он чувствует, что «умелость», ум взрослые как-то связывают с головой. Поэтому наделение фигуры маленькой головой свидетельствует о переживании своей интеллектуальной неадекватности (что вовсе не обязательно связано с низким уровнем умственного развития). Нечеткое изображение головы – показатель застенчивости, робости. Если голова изображается в последнюю очередь, можно говорить о наличии каких-то межличностных конфликтов.

Шея – орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Шея появляется в детских рисунках не сразу. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу. Кстати, так рисуют человека и многие взрослые. И вовсе не потому что ее особенно трудно изобразить, а потому что способность к рациональному самоконтролю еще не заняла прочного места в их жизни. Чрезмерно крупная шея сигнализирует об осознании «телесных» импульсов и старании их контролировать. Длинная тонкая шея – показатель торможения: конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Толстая короткая шея – уступки своим желаниям и слабостям.

Плечи и их размеры – признак физической силы и потребности во власти. Поэтому чрезмерно крупные плечи отражают ощущение большой силы, а мелкие, наоборот, – малоценности, ничтожности. Угловатые плечи свидетельствуют о чрезмерной осторожности, повышенной тревожности. Покатые плечи чаще всего отражают сниженный жизненный тонус, уныние, иногда – чувство вины.

Туловище – средоточие жизненных сил. Изображенное угловатым или квадратным, оно говорит о мужественности. Слишком крупное – о наличии неудовлетворенных потребностей. Ненормально маленькое – о симптоме униженности.

Лицо включает глаза, уши, рот и нос. Это рецепторы внешних стимулов – сенсорный контакт с действительностью. Тщательно выделенное, проработанное лицо означает сильную озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Подчеркнутый подбородок – потребность в доминировании. Слишком крупный подбородок – стремление компенсировать ощущаемую слабость, нерешительность.

Уши – это орган восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Уши крупные или слишком подчеркнутые встречаются в рисунках детей, особо чувствительных к критике, а также озабоченных проблемой послушания. Маленькие уши или вовсе их отсутствие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза, закрытые или спрятанные полями шляпы, – явное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Большие расширенные глаза – тревожность, беспокойство, потребность в защите. Лицо с глазами-«точечками» или «щелочками» несет в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости.

Рот – символ агрессивности (ведь он служит еще и для того, чтобы кричать, ругаться, кусаться). Особый знак агрессивности – четко нарисованные зубы. Рот наподобие клоунского – вынужденная приветливость, неискренние чувства. Персонаж вообще безо рта или со ртом-«точечкой» («черточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей.

Конечности – руки и ногипоявляются на рисунке ребенка достаточно рано, пускай и в виде палочек или «сосисок». Для маленького ребенка первоначальная функция руки – «прицепливание» к телу матери, т.е. функция установления контакта с близким человеком. Лишь впоследствии, пережив отрыв от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки – функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир. Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то способным, обнаружить на рисунке просто: у человечка появляется кисть руки, иногда в виде «варежки», иногда с пальцами, причем пальцев не обязательно пять. Если пальцев больше, чем пять, то ребенок чувствует себя более оснащенным, сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то в мире за пределами семьи: школе, саду, дворе и др.); если меньше – то более слабым, чем окружающие. Руки изображены длинными и мускулистыми – ребенок ощущает потребность в физической силе, ловкости, храбрости. Слишком длинные руки свидетельствуют об амбициозных стремлениях. Очень короткие руки – об ограниченности стремлений, ощущении неадекватности. Изображенные близко к телу руки говорят о напряжении. Руки за спиной или в карманах – о чувстве вины, неуверенности в себе. Широкий размах рук – об интенсивном стремлении к действию.

Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения, а также свободу вообще. Непропорционально длинные ноги – сильное стремление к независимости. Чем больше площадь опоры– тем тверже ощущение надежности.

В общем, дорогие родители, не пренебрегайте рисунками ваших малышей – и вы сможете намного лучше узнать и понять друг друга.

Оставить комментарий