Сергей Вязович: Современные дети привыкли к скоростям. …

Сергей Вязович: Современные дети привыкли к скоростям

»Гостиная 06.01.2015
»  Автор: Андрей АСФУРА, опубликовано в журнале BabyBOOM! №01 январь 2015 год

Мечты могут стать реальностью, когда живешь на высоких скоростях. Нередко в прямом смысле: ради участия в ралли-марафоне «Дакар» наш собеседник пролетит полмира, в аномальную жару будет скакать по барханам и оврагам, а о рождении третьего ребенка узнает по телефону. Пилот команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович рассказал в нашей гостиной о гонках, детях и бесценном опыте своего отца.

 

– Сложно разрываться между семьей и работой, особенно если тебя забрасывает на другой край света?

– Так уж вышло, что два важных события в моей жизни – время рождения третьего ребенка и ралли-марафон «Дакар», которое ежегодно проходит в Южной Америке, совпали. Сын должен появиться на свет в 20-х числах января – возможно, успею к этому моменту финишировать или даже вернуться на родину. Тут уж как природа распорядится. Хотя, вероятнее всего, рождение ребенка я встречу на другом конце света. Кстати, это будет третий ребенок в семье. Старшей дочери Насте 6 лет, а Кириллу 4 года.

 – За детьми не замечали интереса к машинам и быстрой езде?

– Пока еще рано говорить, но у них есть велосипеды и электрические машинки.

Они уже понимают, чем занимается их папа, куда ездит и как выступает. Они видят кубки и медали, болеют за меня. Я им показываю видеоматериалы с гонок. Когда есть возможность, беру их с собой на соревнования, проходящие в Беларуси. Они присутствовали на ралли-спринте «Налибоки», когда мне удалось финишировать первым.

 – Много времени уходит на воспитание детей?

– В воспитании детей, как и в гонке, важно держать темп и не останавливаться на достигнутом. Времени уходит много.

После работу обычно идешь домой, чтобы заняться семейными делами и поиграть с детьми. На второстепенные вопросы стараешься не отвлекаться – семья и работа сейчас представляют основной смысл в жизни.

 – Чему учите детей?

– Учу уважать старших, ценить брата и сестру. Практически ежедневно пытаюсь до них донести, насколько важно любить семью и беречь близких людей. Все остальное – это вещи, которыми занимается жена: учит их азбуке, рисовать, считать, отвечает на тысячи вопросов, которые, кажется, у ребенка никогда не заканчиваются.

 – Но у них сейчас есть гаджеты, которые порой не хуже родителей отвечают на вопросы.

– Гаджетами их уже не удивишь. К счастью, смс пока еще не отправляют, но планшетами и ноутбуками активно пользуются. Бывает, что, когда нужно самому проверить почту по работе, приходится чуть ли не разрешение просить у детей. Впрочем, проблемы в этом не вижу: мы когда-то на улице машинки катали, а наши дети увлечены компьютерными играми. Это все равно тренирует память и реакцию. Без них никак – лучше путь сразу поймут, как это работает, чем отстанут от своих сверстников.

 – Как жена относится к вашим выступлениям – не предлагала заняться чем-нибудь более размеренным и спокойным?

– Гонками занимаюсь не первый год, так что она уже привыкла. Отговаривать от гонок никогда не пыталась – напротив, активно меня поддерживает, понимая, насколько это важно для меня. Выездных гонок, когда приходится надолго оставлять семью, не так много. Разве что во время «Дакара» месяц не видишься с женой и детьми. Что касается остальных соревнований, то уже через неделю-две возвращаешься домой.

 – Насколько важны для вас семейные традиции?

– Примером для подражания выступает мой отец. Этот человек одной своей энергетикой притягивает к себе людей. В моей психике такой опыт отложился. Семья, которую создал отец, является для меня примером, на который хочется равняться.

У нас с сестрой уже сформировались свои семьи, но наши вторые половинки быстро стали здесь родными. Сейчас они проводят больше времени с моими родителями, чем со своими.

 – Пытаетесь походить на отца?

– Честно говоря, у меня пока слабо получается. Отец уникален тем, что никогда жестко не отстаивает свою позицию, но всегда добивается своей цели. Он может спокойно объяснить, что правильно, а что – нет. В итоге повышать голос или оказывать давление не приходится. При этом, если убедить не получается, он позволяет действовать самостоятельно и помогает в случае неудачи. Только представьте, какой запас терпения для этого необходим! Мне этого не хватает. У меня характер вспыльчивый – я склонен прибегать к крайностям.

 По сути, именно отец повлиял на мою тягу к знаниям. Хотя проявилась она не сразу. Когда поступал в училище, мне казалось, что жизнь простая, а в институт поступал чуть ли не из-под палки. Однако потом втянулся и даже получил второе образование в Академии управления.

 – Текущий «Дакар» станет для вас далеко не первым. Более того, прошлая гонка оказалась для вас довольно удачной. Это придает некую уверенность?

– Мы понимаем, с чем придется столкнуться, и подходим к гонке со знанием дела. Однако состояние более тревожное, чем в прошлые годы. Если раньше стояла задача прийти к финишу, то сейчас – показать результат. В условиях, в которых проходит гонка, сделать это будет весьма непросто.

 

– На какой результат рассчитываете в этот раз?

– Задача минимум – закрепиться в первой десятке, а в идеале – попасть на пьедестал. В то, что мы на это способны, сомневаться не приходится: на прошлой гонке мы показывали лучшее время на промежуточных отметках и несколько раз финишировали в пятерке-шестерке. В итоге мы заняли 11-е место – рекордное место за всю историю участия Беларуси в этом соревновании. И это смело можно считать 5-м местом в мире среди производителей грузовиков, ведь в десятку победителей вошли по несколько экипажей одних и тех же марок. Нас обошли только КамАЗ, Iveco, MAN и Tatra.

 – Какова стратегия команды во время гонки?

– Наш экипаж с первого этапа едет на результат и активно атакует. Александр Василевский едет в хорошем боевом темпе, но сильно не рискует, а грузовик под управлением Александра Полищука выступает «боевой техничкой», страхуя всех остальных.

 – С какими испытаниями приходится сталкиваться участникам ралли-рейда?

– Горные спуски, дюны, перепады температур и аномальная жара – неотъемлемые спутники «Дакара». Это испытание не для слабонервных. Приходится балансировать на грани риска и здравого смысла. И хотя трасса по сравнению с прошлым разом стала короче, нельзя сказать, что она стала легче. Со стороны выглядит классно: несется грузовик, прыгает, приземляется. Но, не побывав в кабине, не поймешь, как его трясет. При движении по бездорожью раз в 2 минуты каждый член экипажа испытывает состояние нокаута, от чего темнеет в глазах. Был случай, когда наш механик получил сотрясение мозга, а я за прошлый «Дакар» сбросил 8 килограммов.

– Каким образом организована связь на «Дакаре»?

– Во время гонок мы пользуемся мобильными телефонами. Связь в роуминге нам обеспечивает оператор velcom. Надо заметить, связь не один раз нас выручала, особенно когда нужно было оперативно сообщить о поломке или срочно связаться с командой. От организаторов мы также получаем спутниковый телефон, но он неудобен в использовании и не всегда работает эффективно.

 Так что мобильная связь даже в горах или пустыне оказывается незаменимым способом коммуникации. Более того, мы пользуемся роумингом и за пределами трассы – возможно, именно таким способом я узнаю о рождении третьего ребенка.

 – Насколько серьезная конкуренция среди пилотов во время марафона?

– Конкуренция такая, что порою ноги трясутся. После отмены «Шелкового пути» стало тяжелее разобраться, на каком уровне по отношению к конкурентам мы находимся. Около 20 экипажей на «Дакаре» могут рассчитывать на высокие результаты. В то же время каждый год преподносит сюрпризы.

На «Дакаре» часто выигрывает не тот, кто едет быстрее, а тот, кто теряет меньше времени и не сталкивается с серьезными проблемами. Фактор случайности играет важную роль в ралли-марафоне. Кто сумел обойти проблемы, тот может рассчитывать если не на пьедестал, то хотя бы на попадание в первую десятку.

 – Чем привлекает вас скоростная езда по бездорожью?

– Сколько себя помню, участие в «Дакаре» всегда было моей заветной мечтой. Это своего рода испытание, которое хочется проходить каждый раз, как бы тяжело ни было на поворотах.

Мы фанаты. Гонки приносят нам моральное удовлетворение, а главное – у нас это неплохо получается. Мы гордимся тем, что представляем Беларусь на соревнованиях такого уровня. Мы уверены, что команда «МАЗ-СПОРТавто» может стать в будущем таким же спортивным символом Беларуси в мире, как Азаренко или Домрачева. Для этого у нас есть все: талантливые экипажи и конструкторы, поддержка белорусов и желание побеждать.
В жизни важно идти вперед и не останавливаться. Эту прописную истину я себе уже доказал – надеюсь, ее усвоят и мои дети.

 Беседовал Андрей АСФУРА

 

 От редакции BabyBOOM!:

Удачи на «Дакаре»-2015 Сергею Вязовичу

и всей команде – «ни гвоздя, ни жезла»!

510-го, 535-го и 560-го ждем на подиуме!

Опубликовано в журнале BabyBOOM! №01 декабрь 2015 год

 

 

Оставить комментарий